Скань современная: актуальное прочтение старинной ювелирной техники
Автор: Валерия Ефанова
Сегодня старинная ювелирная техника скани переживает свое "второе рождение". Изделия из скани появляются на мировых подиумах Haute couture и в коллекциях знаменитых художников и ювелиров. Об уникальных особенностях этой техники и о том, как современные мастера переосмысливают творческое наследие прошлого, мы беседуем с Дианой Табачковой, генеральным директором Академии ювелирного искусства Шароновых.
Диана Табачкова – ювелирный дизайнер, член Международной ассоциации «Союз дизайнеров» и Творческого Союза художников России, тренер национальной сборной по ювелирному делу международного чемпионата «WorldSkills Russia», лауреат российских и международных конкурсов ювелирного дизайна и кавалер Ордена Михаила Перхина, который присваивается за высшие творческие достижения и воспитание молодых ювелиров. В последние годы Диана руководит Академией ювелирного искусства Шароновых, основанной ее родителями, Николаем Михайловичем и Галиной Григорьевной, в 1999 году.
Ваза «Полнолуние» / Александрова Екатерина, ёлочное украшение «Звезда морская». Филигрань
Диана, работе с техникой скани в Академии Шароновых посвящен отдельный курс. Расскажите, почему вы уделяете ей особое внимание? Чем вас вдохновляют сканные украшения?
Можно сказать, что в искусстве скани сосредоточена красота русской культуры и глубина ее исторического наследия. Каждое изделие, созданное в этой технике, несет в себе частичку души человека, который его сотворил, его творческого видения, его любви к своей родине и ее богатой культуре. В начале 1990-х годов именно со скани началось со-творчество моих родителей – они создавали потрясающей красоты вазы, кубки и другие интерьерные украшения, которые становились дипломатическими подарками на самом высоком уровне как часть диалога между народами и культурами.
Техника скани удивительным образом сочетает в себе классику и современность, благодаря чему она не теряет своей актуальности в мире искусства и моды. Это связано с несколькими ключевыми моментами.
Во-первых, скань обладает особой выразительностью и внутренней энергией, что позволяет создавать произведения, в которых переплетаются традиции и новаторство. Такое сочетание привлекает внимание не только любителей классики, но и тех, кто ищет в творчестве новые формы и идеи.
Во-вторых, современный мир моды и дизайна очень динамичен, и в нем постоянно происходит поиск новых решений, способных удивить и поразить. Техника скани предлагает неисчерпаемый потенциал для экспериментов и создания впечатляющих, запоминающихся изделий.
В-третьих, существует тенденция возвращения к старинным техникам – не только как к способу сохранения наследия, но и как к источнику вдохновения для современного творчества. Скань как как раз такая техника, которая может прекрасно интегрироваться в современную жизнь, обогащая ее новыми формами и смыслами.
У скани большой потенциал в разнообразных сферах, от ювелирных изделий и аксессуаров до элементов интерьера и арт-объектов. Главное – не ограничивать себя рамками, экспериментировать и искать свой путь.
Вы родились и росли в семье ювелиров. Когда вы приняли решение пойти по стопам родителей и помните ли свое первое изделие из скани?
Действительно, с самого раннего детства мы с младшим братом Станиславом очень много времени проводили в творческой мастерской родителей, где у нас была возможность делать свои первые «ювелирные» работы, которые становились потом презентами подружкам и одноклассникам. У нас были свои, по нашим детским рукам, настоящие инструменты, свой верстак и рабочие халатики. Но главное, это то, что у нас была возможность своими глазами наблюдать, как восхитителен, сложен и прекрасен процесс создания ювелирных изделий, в том числе и из скани.
Мой первый опыт со сканью случился уже в университете, мы с братом сделали несколько изделий в этой технике. Нам всегда очень нравились падающие тени, образующиеся в результате подсветки филигранных изделий. Благодаря теням, пространство вокруг преображалось в волшебное. Моей первой серьезной работой стал светильник «Рождественская ночь», а у Станислава это был «Самолет» и арт-объект «Хрупкое равновесие» с неоновой подсветкой.
ваза филигранная Шароновых медь, скань, серебрение
Кстати, а в чем разница между сканью и филигранью?
Сканными называют изделия, изготовленные из тонкой проволоки – гладкой, крученой, вальцованной и не вальцованной, образующей сложные кружевные узоры. А филигрань – это скань с зернью, металлическими шариками, которые напаиваются на поверхность скани.
Насколько сложно выполнять филигранные работы?
Сложно, но очень интересно. Для филигранных работ используют высокопробные золото и серебро, а также чистую медь. В Академии Шароновых мы работаем с медью. Процесс изготовления филиграни состоит из множества операций: выполнения макета, изготовления скани и ее набора, пайки, сборки, отделки поверхности. Несмотря на то, что выполнение каждой из этих операций требует высокой квалификации, мы не боимся предлагать своим ученикам в самом начале обучения эту сложную технику и всегда каждый проект представляет собой абсолютно индивидуальное решение. Каждое филигранное изделие уникально, его невозможно повторить. Даже сам создатель образца не может сделать его стопроцентную копию.
Украшения в технике скань
Объемные композиции из филиграни выполняются крайне редко из-за технологической сложности в исполнении. Мои родители придумали вести набор скани на предварительно выполненную форму из керамики, этот прием используется и учениками. После пайки форма разбивается на мелкие части и извлекается. Это решение позволило создавать ажурные сферы – то есть решить задачу, которая долгое время ставила в тупик мастеров филиграни.
Среди работ учеников Академии Шароновых очень много необычных предметов и украшений в технике скани. Даже новогоднюю елку в этот раз вы украсили такими игрушками. Как вам удастся находить столько нетривиальных идей?
Есть восточная пословица, которая гласит, что плохой учитель переучивает, хороший – учит, а гениальный учитель – вдохновляет. Мои родители – гениальные учителя. Достаточно находиться в сфере исходящего от них мощного излучения! Прежде всего, они учат жить в искусстве.
В нашей Академии царит теплая, дружественная и вдохновляющая атмосфера, которую мы бережно храним. Ведь только в поддерживающей среде можно расправить крылья. Мы учим не бояться экспериментировать и следовать за своим внутренним вдохновением.
А настоящее вдохновение разлито в воздухе. Его можно найти в растениях, реках и морях, в дальних странствиях и прямо под ногами. Неисчерпаемым кладезем идей выступает для нас природа. Она не только наполняет наши сердца восхищением, но и подает нам темы для творчества.
Диана Шаронова, подвеска «След ангела». Медь, скань, обсидиан.
Одним из таких удивительных явлений природы мы можем любоваться зимой, когда мороз выводит на оконном стекле волшебные ледяные узоры. Эти невероятные природные рисунки, созданные холодом – удивительные сочетания хаоса и порядка. Неповторимость этих форм – настоящая находка для ювелирного дизайнера. И какая исконная, традиционная ювелирная техника особенно будет тут к месту? Конечно же, техника скани. Недаром наши студенты так любят ее, что создали целый ряд работ, в которых смогли не просто передать красоту морозных узоров в металле, но и добавить в каждое изделие часть своей души, своего видения, наполнить каждое украшение своей энергией. Каждое изделие, вдохновленное морозными узорами – как открытая книга, которая рассказывает свою историю. Историю, начатую природой и продолженную человеком.
Еще задолго до пандемии ковида, в 2011 году, первокурсник Академии Шароновых Павел Самсонов создал украшение в виде защитной маски. Он назвал свою работу «Reserve Air» и таким образом высказал свое мнение о проблеме загрязнения окружающей среды и о необходимости формирования чистоты пространства внутри себя. Это сложнейшая творческая работа в технике скани.
Почему техника скани так популярна в современном искусстве и моде? В чем ее потенциал?
Произведения ювелирного искусства прошли большой путь в своем развитии от магических, культовых объектов, оберегов и амулетов до статусных вещей, призванных демонстрировать богатство своих владельцев. Но одно всегда оставалось неизменным: ювелирное искусство создает эстетичные, изысканные образы, полные художественной выразительности.
Меняются времена, меняется мода, но восхищение, вызываемое филигранными изделиями, неизменно. Как в былые времена люди восхищались ажурным, филигранным кружевом, тонкой работой, так и сегодня скань остается маленьким чудом. Кто-то может возразить, что в наше время обращение к старинным технологиям неразумно. Но даже самые ярые "модники" знают, что модные вещи надо искать в бабушкиных сундуках, а всё новое – это хорошо забытое старое.
За 25 лет своего существования Академия ювелирного искусства Шароновых подготовила целую плеяду высококлассных мастеров, чей опыт и компетенции по достоинству высоко ценятся ведущими ювелирными брендами, выпускники Шароновых работают в BULGARI, GRAFF, HARRY WINSTON и лондонском Доме Фаберже. Преподаватели Академии в первую очередь акцентируют внимание студентов не на технике (которой тоже отводится важная роль), а на умении нестандартно мыслить и находить креативные идеи. Они учат не бояться экспериментировать и следовать за своим внутренним вдохновением.
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ