Skip to main content

Анна Свердлова о реконструкции традиционных костюмов в своременном искусстве и моде

Молодой дизайнер по костюмам, выпускница Лондонского Университета Искусств, Анна Свердлова увлекается древней техникой сажения по бели и активно внедряет её в свои творения. Анна рассказала о своём пути и творческом поиске, в котором большая роль отведена обращению к традициям.

Меня зовут Аня Свердлова, мне 23 года. Я – выпускница Лондонского Университета Искусств (UAL) по специальности «Дизайн костюмов для театра и кино».

Самая большая область моих изучений – это исторический костюм и история моды, декоративно прикладного искусства. Мне интересно как мы можем использовать наши знания об исторических и традиционных технологиях создания одежды, об эстетике и красоте прошлого, переосмыслить и преобразовать их, чтобы рассказать современному зрителю классические и исторические нарративы, обратив внимание и подчеркнув аспекты истории и проблемы актуальные и в наше время, а не только для прошлых эпох.

Также я изучаю русскую традиционную культуру, в основном через призму костюма и женской истории. Я создаю реконструкции народных головных уборов (кокошников) в технике сажения по бели.

Самый последний мой проект – две реконструкции девичьих повязок Костромской губернии 18-19-х веков. Они выполнены с использованием антикварных тканей и позументов, вышиты перламутром и натуральным жемчугом.

Две девичьи повязки – это начало большого проекта посвящённого материальной и нематериальной культуре девичества, в контексте как истории, прошлого, так и современности.

Я планирую тщательно изучить информацию по традиционной культуре, проанализировать опыт наших предков и понять, какие аспекты этой потерянной и ушедшей культуры мы можем перенять, что бы помочь девочкам и девушкам-подросткам переживать период взросления и коммуницировать с миром, который не всегда дружелюбно настроен по отношению к молодым женщинам.

Реконструкция кокошника (оригинал из Государственного Исторического Музея, Москва) 2022-2023

Головной убор бытовал в городе Галич Костромской губернии в 18-19-х веках.

Создание кокошника заняло 170 часов на протяжении пяти месяцев.

Мой последний проект в Лондонском Университете Искусств, за который я получила премию имени Энн Холловуд. Также он был признан лучшим проектом на курсе.

Костюмы для спекулятивного фильма про Ивана Грозного.

Я придумала уникальную эстетику для такого фильма и сшила два костюма для молодого опричника Фёдора Басманова, реального исторического героя, который по моей задумке был бы одним из главных героев.

Меня очень вдохновил его образ в романе Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный» и в фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».

Такой фильм бы затрагивал тему любви и власти – могут ли быть искренние чувства между людьми, один из которых наделён абсолютной властью над другим. И также тему гендера в историческом контексте.

Перед началом работы над проектом я подробно изучила историю моды и особенности пошива одежды в 16-17х веках на Руси. Каждый элемент костюма имеет под собой конкретный исторический прототип. Свою работу я начала с прочтения трудов Ивана Егоровича Забелина и изучения сохранившихся подлинных предметов одежды и иллюстраций, сделанных иностранцами, посещавшими Москву в ту эпоху.

Я старалась сохранить крой, силуэт и технологию пошива одежды той эпохи, и чтобы лишь принты и узоры были анахроничными и очевидно принадлежали совсем другой эпохе.

«Женский» образ с кокошником и сарафаном.

В романе Алексея Толстого описано, как Фёдор Басманов переодевается в женское платье и в таком виде пляшет и поёт на пиру перед царём. Также такой эпизод присутствует в фильме Сергея Эйзенштейна.

Сарафан с откидными рукавами и рубашка-долгорукавка сшиты практически полностью вручную, по историческим образцам, с соблюдением кроя той эпохи.

А принты вдохновлены психоделическими хиппи орнаментами из 1960-х годов. Они разработаны и нарисованы мной вручную красками, потом нанесены на ткань с помощью цифровой печати.

Образ завершает девичий венец - реконструкция по сохранившемуся в собрании ГИМа головному убору Архангельской губернии.

Мужской костюм XV I века из чёрного шелкового бархата, но вдохновлённый винтажными куртками и футболками с нашивками и слоганами.

На спине вышита с надпись «Born to Die » Рождённый
название песни Ланы Дель Рей, в технике сажения по бели, которая использовалась для украшения одежды. Также в этой технике вышивались предметы для церкви, на которых могли присутствовать жемчужные надписи и фразы, как на пелене Соломонии Собуровой.

Шрифт моей надписи вдохновлён психоделическими надписями и шрифтами в дизайне, характерном для 1960-х годов

В своей работе я не ставила целью достоверно реконструировать костюм XVI века. Для меня главной задачей было создать уникальную эклектичную эстетику фильма для современного зрителя. С помощью анахронизмов и отсылкам к другим эпохам и узнаваемым образам - таким как песни Ланы Дель Рей и хиппи - подчеркнуть те аспекты истории, которые будут близки моим современникам, и позволят нам задуматься о проблемах, актуальных не только для эпохи Ивана Грозного, но и для нашего современного общества.

Моя коллаборация с музеем Tate в Лондоне

по их молодёжной программе Tate Collective Collective

Заданием было создать головной убор в моём стиле и технике (т. е. кокошник), вдохновлённый работами в коллекции музея. Я выбрала их временную выставку, посвящённую семье Россетти (Пре-Рафаэлиты), и стихотворение Кристины Россетти «Базар Гоблинов».

Процесс создания

Яндекс.Метрика