Skip to main content

«Шуйские ситцы» начали выпускать ткани с рисунками XIX века

21 января 2025

Компания «Шуйские ситцы» запускает в производство ткани с рисунками XIX века. Кроки воссозданы на основании подлинных альбомов образцов мануфактур Посылиных и Рабенеков из фондов Музея ивановского ситца.

Благодаря мануфактурам Шуйского уезда, в том числе – мануфактурам купцов Посылиных, в начале ХIX века в русские селения пришла мода на кубовые ситцы с некрупным, контрастным рисунком на глубоком, темно- синем фоне. Мелкие розы и тюльпаны, как красные огоньки, горели на сарафанах, подчеркивая неброскую красоту и изящество их носительниц.

Популярность в России кумачей и пунцовых ситцев, лидером по производству которых являлись мануфактуры Рабенеков, объяснялось особым отношением к красному цвету. Не случайно русское слово «красный» использовалось в значении «красивый», «дорогой», «почетный».

«Русские кубовые ситцы представляют собой самобытное явление национального искусства текстиля, - рассказала старший научный сотрудник Музея ивановского ситца Юлия Блавдзевич. - Орнаменты кубовых ситцев ручной набойки сочетали в себе простоту и изысканность, традиционность и неповторимость. Изменение характера и ритмики орнамента позволяло в рамках одного стилевого решения, обусловленного технологией производства ткани, создавать множество интересных, непохожих друг на друга композиций.

Основными в декоре пунцовых ситцев были пышные растительные мотивы. Особой популярностью пользовались так называемые «огурцы», или «пейсли», пришедшие в Россию из персидского, а в Европу из индийского текстиля».

«То, что радовало глаз и душу нескольким поколениям наших предков, и нас сделает лучше, сильнее и счастливее, – считает генеральный директор компании «Шуйские ситцы» Анна Богаделина. – Воссозданные с использованием современных технологий, кроки хранят в себе глубинные смыслы, понимание которых равно осознанию аутентичности – себя, страны, Родины. Вернувшись к истокам, к исконному и истинному, - тому, что называют русской душой, мы сможем достойно ответить на вызовы времени.

Мы решились на производство коллекции «Наследие мануфактур», осознавая свою ответственность за создание тканей - носителей национального культурного кода. Российский рынок текстиля давно этого ждал, и кому же еще, как не «Шуйским ситцам», достойным наследникам текстильного дела, выполнить эту почетную миссию!».

Исторические принты воссозданы на натуральной хлопковой ткани – перкаль, которая хорошо держит форму и оптимально удовлетворяет запросам модной индустрии нашего века. Ткани коллекции могут использоваться для пошива женской и мужской одежды (плательно- рубашечный ассортимент), а также для изготовления домашнего текстиля, элементов декора помещений.

Преподаватели профильных дисциплин Института Искусств РГУ им. А.Н. Косыгина под руководством Виктории Джанибекян создали коллекцию одежды "Ткани со смыслом: наследие мануфактур". Фотосессия проходила в интерьерах ивановского музея Бурылина.

Историческая справка

Первая ситценабивная мануфактура шуйских купцов Посылиных, от которой ведет свою историю компания «Шуйские ситцы», была учреждена в 1820 году. Фабриканты Посылины – бывшие крепостные крестьяне, которые, благодаря уму и предпринимательским талантам, выкупили свою семью из крепостной зависимости и начали текстильное дело, получившее продолжение в веках.

«За прочность краски и доброту, а не менее того – за умеренную их цену» были отмечены ткани Посылиных на первой в царской России выставке российских мануфактурных товаров в 1829 году.

В середине ХIX века кубовые ситцы Посылиных пользовались спросом не только на российском, но и на среднеазиатском и персидском рынке. За активную торговлю с Персией, где ткани Посылиных потеснили даже более дешевые английские товары, Алексей Посылин был награжден Орденом Льва и Солнца.

Товарищество мануфактур «Людвиг Рабенек» ведет свою историю с 1832 г., когда прусский поданный Людвиг Рабенек купил у подмосковной помещицы небольшую усадьбу с землей и основал здесь ставшее первым в России пряжекрасильное заведение.

Изначально мануфактура Людвига Рабенека занималась крашением пряжи в пунцовый цвет, впоследствии освоив также крашение и печатание по миткалю.

с 1835 по 1896 год Рабенеки получили 20 российских и международных наград «за прекрасное крашение, трудолюбие и искусство». Пряжа, кумачи и платки красного адрианопольского цвета Людвига Рабенека составляли достойную конкуренцию фабрикантам из Англии, Австрии, Швейцарии и Бельгии.

Ко второй половине ХIX века по качеству и темпам производства кумача предприятия Рабенеков вышли на первое место в России. А в 80-е годы Рабенеки покорили и международный рынок. Шах Ирана наградил Людвига Рабенека орденом Льва и Солнца и предоставил фабрике звание поставщика шахского двора.

Закрытие по политическим причинам ализаринового завода (производство красного красителя) привело к краху текстильного гиганта на рубеже XIX и XX в.в. После национализации ткацкое производство бывшего Товарищества Рабенека получило название Щёлковский хлопчатобумажный комбинат (ХБК) им. Калинина, в ходе акционирования в 1992 г. переименованное в ЗАО «Славия», которое в 2004 г. прекратило существование.

Рисунки коллекции «Наследие мануфактур» воссозданы на основании альбома образцов набойной конторы фабрики С.М. Посылина 1885-1886 г.г. и альбома образцов Товарищества мануфактур «Людвиг Рабенек», созданном для Всероссийской художественной и промышленной выставки 1896г.
Яндекс.Метрика