В парнике, да не в обиде: спектакль «Дачники» в ШДИ

В парнике, да не в обиде: спектакль «Дачники» в ШДИ Фотографии: Наталия Чебан

Поностальгировать об ушедшем теплом дачном сезоне можно на последней премьере «Школы драматического искусства» - спектакле «Дачники». За постановку пьесы Максима Горького взялся Александр Огарев, руководитель одной из лабораторий театра. Очень советский на первый взгляд текст о мающихся интеллигентах не просто приобретает новое, более современное, звучание, но и вовсе пытается выйти за рамки временного контекста.

Так, с текстом, относящимся еще к раннему дореволюционному творчеству Горького, сосуществуют песни Эдиты Пьехи и четы Никитиных, а поэтически окрашивают постановку стихи Александра Введенского, Арсения Тарковского, Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадулины и Булаты Окуджавы. Вообще режиссеру очень удачно удается запутать и заинтриговать зрителя. Например, одна из самых кокетливых героинь, актриса Юлия Филиппповна (Мария Викторова), признается, что однажды в театре к ней с комплементами подошел критик Заславский. Но здесь ситуация из серии: «Фамилия моя слишком известна, чтобы я ее называл!». Утверждать на сто процентов сложно, но что-то подсказывает, что сегодня многие из нас без сомнения поймут, о ком речь. В течение всего спектакля встречается немало отсылок к другим литературным произведениям. Уже ближе к концу юная и еще полная надежд выбраться из надоевшей и серой действительности Соня (Алина Чернобровкина) заимствует монолог у своей тески. «Что же делать, надо жить!» - вдруг вскрикивает героиня. Оказавшись в театральном пространстве с неопределённой датой, невольно начинаешь мыслить шире, задавать себе вопросы серьезнее и видеть в вечно сомневающихся и что-то ищущих дачниках не героев нашего или не нашего времени, а образы более глобальные и вневременные.

Надо сказать, что границы времени – чуть ли не единственные ограничения, по режиссёрскому замыслу снятые с «отдыхающих» на сцене. В этом смысле огаревские герои мало отличаются от первоначальных горьковских, которые скучают на этой дачи то ли от собственной несостоятельности, то ли просто от безделья. Не намекает, а прям кричит об этих парализующих всяческое движение и развитие рамках выбранная сценография. Стенографическое решение, найденное Александром Мохововым и Марией Луккой, предлагает зрителям в буквальном смысле заглядывать в мир героев через установленные декорации. Только возведенная конструкция, скорее, напоминает не уютный дачный домик, а парник. В этих условиях героям тесно и душно, они изредка пытаются выбраться на волю, поближе к зрителям, но даже такой манящий глоток свежего воздуха не способен долго удержать их здесь, и они возвращаются в привычные тепличные условия.

Этот ужасный парниковый эффект от их собственной жизни каждый из дачников воспринимает по-разному. Варвара Михайловна (Александрина Мерецкая) осознает все происходящее наиболее остро и, казалось бы, страдает больше всех. Периодически она выступает с призывами к действиям и пытается просветить окружающих, но все эти революционно-агитационные действия длятся недолго. Экстравагантный мужчина Шалимов (Андрей Харенко) и вовсе не замечает, что что-то не так. Он живет, отдыхает, крутит романы, когда надо, что-то говорит и пишет. «Парниковый» литератор уж точно не борец за высшие идеалы, а лозунги Варвары Михайловны явно не вяжутся с его представлениями о спокойном дачном отпуске.

Хотя в сущности все герои – одна команда, даже одеты отдыхающие в один зеленый цвет, еще гармоничнее вписывающий их в общую атмосферу. Никакой свежести от этого обилия «зелени» не ощущается, а хоть как-то занять себя и спастись от скуки дачникам помогает чувство прекрасного, которым они, конечно, все наделены в не совсем равной степени. Кто-то тяготеет к искусству искренне, кто-то просто рад оказаться в общем кругу, но всем дачникам и не только нужно во что-то верить и к чему-то стремиться. Вот и в конце они все вместе символично тянуться к свету как манифест, зачитывая строки из любимого стихотворения.

Это блог дизайнера, который собирает самые интересные российские традиции, новинки моды и дизайна. Здесь можно заново открыть для себя эстетику современной России.

.