"Царская невеста" в Большом Театре

Недавно мне посчастливилось побывать на опере "Царская невеста" Н.А.Римского-Корсакова в Большом театре. Те чувства гордости, восхищения и духовного подъема, которые я испытала после этого спектакля могу сравнить только с эмоциями после балета "Иван Грозный". Такие спектакли стоит посетить хотя бы для того, чтобы почувствовать масштаб Большого театра, русской культуры и искусства.

Писать хвалебные оды всегда сложнее, чем критические разгромы, поэтому я ненадолго отвлекусь от дифирамбов и расскажу, как сходить в Большой театр за 100 рублей. Будучи обладателем студенческого, вы легко можете получить восхитительное стоячее место на четвертом ярусе.  Знатокам известно, что в театре с хорошей акустикой на самом верхнем ярусе звук приближен к идеальному. Пожалуй, в этом и заключается главное преимущество балкона перед партером. Что же касается обзора сцены, то при умелом использовании бинокля можно отлично разглядеть все подробности действия и декораций. Однако какое бы все это имело значение, если бы мне не понравился сам спектакль? Конечно, моему восторгу от дебютного похода в театр "as a student"  способствовала сама опера, которая воплотила в себе мои мечты о прекрасных классических постановках в Большом. 

 

Сюжет оперы основан на драме Льва Мея, действие которой разворачивается во времена Ивана Грозного. В центре событий любовный треугольник между развратным опричником Грязным, его страстной любовницей Любашей и невинной девушкой Марфой. Марфа, с радостью ждущая свадьбы с боярином Лыковым, не подозревает, что скоро станет жертвой любви Грязного и ревности Любаши. В разгаре любовной интриги в игру вступает сам царь! Иван Грозный путает все карты, выбрав, ко всеобщему ужасу, Марфу в качестве своей невесты. 

Примечательно, что почти у всех персонажей существуют исторические прототипы. Например, Марфа Собакина действительно была женой царя, однако их супружество продлилось меньше месяца. Стала ли она жертвой отравления, как в опере, или просто недуга доподлинно неизвестно. Лекарь Бомелий, приготовивший приворотное зелье для Грязного, тоже существовал в реальности и успешно создавал яды при дворе Ивана Грозного. Яркие персонажи и драматический сюжет - шаг к успеху оперы. Чего только стоят греховодник Грязной, впервые почувствовавший силу искренней любви, и самоотверженная Любаша, готовая на смерть ради того, кто ее отверг. Развязка вас не разочарует! В финале оперы присутствуют все составляющие шекспировских трагедий: страсть, кровь и безумие.

Римский-Корсаков, создав в 1898 году "Царскую невесту", тут же назвал ее своей лучшей оперой. Композитор оказался невероятно проницателен в оценке собственного произведения, ибо опера имела колоссальный успех у публики! Как всегда нашлись и недовольные, в числе которых был участник "Могучей кучки" Балакирев. Он расценивал эту оперу как совершенно неудачную и считал, что Римский-Корсаков "за последнее время поисписался". Впрочем, учитывая, что "Царская невеста" стала образцом новой оперной техники, неудивительно, что у нее были свои противники. Композитор писал: "Мне думается: "Царская невеста" впоследствии будет иметь сильное влияние и на других композиторов русских, а теперь они думают, что она плетется где-то позади...". Главную роль Римский-Корсаков отводит пению, и, казалось бы, что тут удивительного, ведь речь идет об опере? Однако сам композитор отмечает в одном из писем: "Полагаю, что по певучести и изяществу самостоятельного голосоведения со времен Глинки подобных оперных ансамблей еще не было". 

Не в первый раз ловлю себя на мысли, что оперы Римского-Корсакова - невероятно благодатный материал для современных интерпретаций. В Большом уже есть современная постановка другой оперы композитора "Золотой петушок", но для "Царской невесты" театр выбирает традиционный путь и обращается к спектаклю с красочными декорациями Федоровского, благодаря которым эта опера вышла на совершенно иной эстетический уровень восприятия. 

 

Федор Федоровский - легендарный театральный художник, выставка которого этим летом прошла в Третьяковской галерее. Его уникальный стиль отличала масштабность и эффектность декорационных полотен, выверенность образов, для которых Федоровский придумывал и костюмы, и даже грим. Только за время своей работы в качестве главного художника Большого театра он создал декорации больше, чем к десяти спектаклям.  "Царская невеста" 1955-ого года стала его последней работой. К сожалению, сохранилось лишь 4 эскиза и 4 черно-белых фотографии этого спектакля, поэтому его полное восстановление стало невозможным.

  

Новая постановка "Царской невесты" должна была сохранить стиль мастера, став приближенной версией спектакля Федоровского. Задача оказалась весьма непростой, потому как за почти 60 лет произошли значительные изменения в техническом оснащении сцены, а значит и декорации требовали доработок. Например, свет стал гораздо ярче, поэтому теперь четкие тени от артистов на плоских декорациях, какими они были в 1955 году, выдавали бы нереалистичность оформления. Чтобы решить проблему "плоской картинки" на сцене, художникам Большого пришлось воплотить в объемных декорациях живописные работы Федоровского. 

В первых постановках "Царской невесты" в Частной опере Римский-Корсаков сетовал на излишне броскую живописную сторону спектакля, которая, по его мнению, заглушала музыку. Что ж, простим Врубелю и Кустодиеву их экспрессивные декорации и попробуем взглянуть на работу Федоровского глазами Римского-Корсакова. Не отвлекает ли художественное оформление от музыки композитора?

 Декорации Кустодиева к "Царской невесте".1920

Федоровский считал, что на сцене все должно быть чуть ярче и приподнятее, чем в жизни, чтобы зритель смог почувствовать величие музыки. Насыщенные краски, удивительная стрельчатая архитектура комнат, изразцовые печи, изящные узоры царских палат -  декорации кажутся почти сказочными по своей красоте.  Однако будущий слушатель оперы сможет убедиться, что это художественное великолепие не только не отодвигает музыку на второй план, но, наоборот, высвечивает ее красоту. Благодаря Федоровскому нам предоставляется возможность полного погружения в атмосферу этой оперы, где музыка и действие, происходящее на сцене, воспринимаются как единое целое.

Любая опера - это способ пробудить в себе сильные эмоции. Даже если с первого раза духовного озарения не произойдет, не отчаивайтесь. Чем больше художественных впечатлений в вашем багаже, тем ярче и отчетливее откроется вам прекрасная сторона произведения в следующий раз. "Царская невеста"- это хороший шанс пополнить палитру ваших чувств. Возможно, кто-то со мной не согласится, ведь даже моему спутнику удалось вздремнуть, облокотившись на мягкий парапет, но я уверена, что ценителям оперы "Царская невеста" запомнится надолго. 

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОСМОТРУ

Это блог дизайнера, который собирает самые интересные российские традиции, новинки моды и дизайна. Здесь можно заново открыть для себя эстетику современной России.

.