"Ромео и Джульетта" в Новой Опере

В конце ноября в театре "Новая опера" состоялась премьера оперы Шарля Гуно "Ромео и Джульетта". Поклонникам французского композитора пришлось долго ждать, чтобы наконец услышать его музыку с подмостков московских театров. Оперу Гуно не ставили в Москве целых сорок лет! Новая постановка стала событием в театральном мире. Концепция французского режиссера, профессионализм американского постановщика и голоса русских исполнителей покорили публику.

Вариации шекспировских произведений можно встретить в разных областях искусства. Музыкальный мир не стал исключением. В 1830 году итальянский композитор Винченцо Беллини написал оперу "Капулетти и Монтекки", спустя почти 40 лет за этот же сюжет берется французский композитор Шарль Гуно, а еще через 60 лет Прокофьев создаст легендарную музыку для балета "Ромео и Джульетта". Последний, кстати, наиболее известен российскому зрителю. Пожалуй, если напеть мелодию "Танца рыцарей", то любой может и не скажет, откуда она, но определенно уловит в ней что-то знакомое. Успех балета грандиозен - только с 1946 по 1976 года в Большом театре спектакль прошел больше 200 раз.

 

В отличие от шедевра Прокофьева "Ромео и Джульетту" Гуно в России ждала совсем не такая приятная участь, хотя на западе опера всегда пользовалась невероятной популярностью. К слову, за полвека со дня премьеры она выдержала почти тысячу постановок в Европе и Америке. У нас же в качестве примера всегда приводят спектакль 1941 года с участием Лемешева, который прошел всего два раза из-за войны. Учитывая вообще малое количество российских версий этой оперы и длительный перерыв, премьеру нынешней постановки ждали с нетерпением и возлагали на нее большие надежды, которые, на мой взгляд, оправдались.

Спектакль выдержан в классическом стиле, но не смотрится устаревшим во многом благодаря хореографической части. Действие начинается со сражения на шпагах, настолько увлекательного и правдоподобного, что оторвать взгляд от происходящего невозможно. Не случайно возникает обманчивое чувство, что мы, зрители, присутствуем на съемках фильма. За качество всех сцен боя отвечал Павел Янчик, голливудский постановщик, работавший с самим Даниелом Крейгом в роли Джеймса Бонда. По задумке режиссера Арно Бернара яростная вражда двух семей должна усиливать ощущение чистой любви главных героев, поэтому стычкам Монтекки и Капулетти уделяется такое внимание в постановке. На сцене удалось создать атмосферу жестокости, однако не в том гиперболическом виде, в каком ее задумывал Бернар. Фехтовальное действо актеров скорее вызывает бодрящий интерес, чем предполагаемую жалость к судьбе влюбленных. Однако даже если любовная история не заиграла новыми красками, силы своей она точно не потеряла.

Опера Шарля Гуно полностью посвящена романтической линии Ромео и Джульетты. По мнению биографа композитора, опера «заключается почти целиком в четырех дуэтах влюбленных. Если их изъять, произведения не существует; если они существуют, — оно продолжает жить».  Либреттисты Жюль Барбье и Мишель Карре, придерживаясь желания самого Гуно, мелодраматизировали сюжет и изменили конец. Так в версии Гуно-Барбье-Карре Ромео видит, как оживает Джульетта в склепе, и во время восторженных арий возлюбленных, возникает радостная мысль: неужели, спустя четыре века страданий, у этой истории будет счастливый финал? К сожалению, Ромео выпил яд до пробуждения Джульетты, поэтому ей остается только вонзить в себя кинжал, а нам - проклинать Шекспира и Гуно за наши слезы в последнем акте.

 

Действие на сцене всегда должно быть понятно зрителю, в противном случае суть спектакля может ускользнуть от публики. Для достижения ясного визуального образа Арно Бернар разделил героев по цвету костюмов. Решение, кажущееся поначалу слишком прямолинейным, в контексте постановки полностью оправдывает себя.Теперь в массовых сценах без труда можно отличить Капулетти в кроваво-красных одеждах от Монтекки в черных, а Джульетта в изящном белом платье воплощает в себе образ девушки с непорочной душой. 

Показать совсем юную девочку, беззаботную, светлую - такова главная сложность образа Джульетты. Ирина Боженко, исполнившая роль главной героини на премьере, успешно справилась с этой непростой задачей и продемонстрировала как прекрасное пение, так и актерский талант. Сильным красивым голосом и превосходной игрой зал поразила Валерия Пфистер в роли Стефано и справедливо сорвала бурные овации. К сожалению, не могу столь же хвалебно отозваться об Алексее Татаринцеве, который пел партию Ромео. Почему-то во время ночи любви и в предсмертных муках Ромео одинаково ползал по сцене, воздев руки к небесам, а разнобразие его жестов удивляло скупостью. Во время дуэтов пробелы в драматической игре Ромео восполняла блистательная Джульетта, поэтому общее впечатление не испортилось.

 

Высокие потертые стены замка, старинные костюмы, сражения на шпагах - Арно Бернар не поскупился на атрибуты старинных постановок, что ничуть не помешало спектаклю выглядеть гармоничным и интересным в глазах современного зрителя. Провокация промелькнет лишь единожды в четвертом действии, когда синьор Капулетти в отчаянии низвергнет на землю огромный алтарный крест. С точки зрения яркого режиссерского решения соперничать с этой сценой может только финал. В последнем акте режиссер доводит чувство несправедливости до роковой безнадежности. В смертной агонии Ромео и Джульетта отчаянно тянутся друг к другу, но их рукам так и не суждено соединиться. 

 

В случае "Ромео и Джульетты" книга не заканчивается на последней странице, музыка - на финальной ноте, а спектакль - с закрытием занавеса.Образы безутешных влюбленных продолжают вдохновлять творцов, а у зрителей вызывать искреннее сочувствие. Спустя столько лет многовековой путь Ромео и Джульетты в мире искусства продолжился и на российской сцене! Надеюсь, что московская публика по достоинству оценит постановку оперы Гуно и подтолкнет режиссеров на создание новых интерпретаций этого произведения. А пока до современных трактовок еще далеко, не упустите возможность сходить на спектакль Арно Бернара в "Новой опере", чтобы оценить красоту великой истории в сочетании с шекспировским настроением и французским шармом.

.