Постскриптум: о театре с любовью

Постскриптум: о театре с любовью Фото - Пресс-служба фестиваля

Этой осенью в Москву прибыл огромный театральный «десант» со всей России, с 12 октября по 10 ноября в столице впервые прошла Биеннале театрального искусства. На радость столичным театралам афиши московских театров пополнились постановками региональных коллег. В рамках биеннале реализовывалось сразу несколько направлений, но самыми масштабными и нашумевшими стали «Уроки режиссуры». Именно в рамках этого проекта была организована конкурсная программа для молодых и перспективных режиссеров со всех уголков нашей родины. Всего в биеннале приняли участие 16 драматических и 30 музыкальных спектаклей.

На новой сцене Театра им. Евгения Вахтангова показали гоголевскую «Женитьбу». Поставил пьесу Илья Славутинский, режиссер и актёр Казанского драматического театра имени В.И. Качалова. Аншлаг на небольшой вахтанговской площадке был сумасшедший, а сам спектакль оказался живым и запоминающимся. История, граничащая с водевильной, прозвучала органично и звонко. Когда зрительская душа требовала песни, она звучала к месту и со вкусом. Конечно, держать внимание собравшихся вдвойне сложнее, если сюжет пьесы хорошо знаком почти каждому, но гости из Казани с нелёгкой задачей справились. В результате «Женитьба» сорвала головокружительные овации, а при подведении итогов биеннале именно этот спектакль получил приз зрительских симпатий. Кстати, проголосовать за понравившуюся постановку мог каждый желающий на сайте проекта. Как известно, зрителя обмануть, действительно, трудно, можно с порога ошарашить пришедшего в театр какой-нибудь эксцентричной идеей или поразить замысловатыми декорациями, но истинную любовь и призвание этим не заслужишь. Казанский режиссер напомнил нам всем, что для подлинного искусства не всегда нужны сложности и новаторство, и как тепло и хорошо может быть на душе после такого настоящего и по-хорошему простого театра. 

Студия театрального искусства предоставила свою сцену для показа спектакля «Камень». Взялся за постановку пьесы, принадлежащей перу современного немецкого драматурга, Денис Хуснияров, режиссёр Театра на Васильевском. Сложная история Мариуса фон Майенбурга с переплетением судеб и поколений была воплощена по режиссёрскому замыслу достаточно аскетично, но при этом увлекала. По началу складывалось ощущение, что перед нами классическая постановка с единством места и времени. Сюжет развивался исключительно по разговорам собравшихся за одним столом, казалось, что все будет происходить здесь и сейчас, хотя на самом деле в пьесе задействовано сразу пять временных блоков. Зритель по репликам мог угадывать, в каком году герои постановки оказались сейчас. Совершенно удивительным феноменом на фоне этого стало время, будто это царящее в воздухе пространство, перемещаться по которому удаётся буквально, не выходя из-за стола.

«Василий Теркин» Архангельского театра имени М.В. Ломоносова отлично вписался в афишу между репертуарными спектаклями Маяковки. Работал над поэмой о всем известном ещё со школьной скамьи простом русском герое режиссёр Алексей Ермилышев. Спектакль начинается с того, что компания, состоящая из троих юношей и девушки, случайно находят на чердаке книгу о Василии Теркине. Ребята начинают читать вслух знакомый текст Твардовского, сначала они просто разыгрывают строки из поэмы между собой, но потом сюжет оживает, и молодые люди становятся непосредственными участниками истории военных лет. Трое парней по очереди примеряют на себя образ бравого солдата, подчеркивая этим то, что такой Теркин «в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе». Единственная представительница прекрасного пола перевоплощается в ходе событий в абсолютно разные образы: в начале она провожает своего солдата на фронт, потом ей достается роль смерти, благодаря которой мы переносимся уже во вторую поэму Твардовского «Теркин на том свете». Актеры энергично двигаются от главы к главе, воссоздавая на сцене особенную атмосферу. Во время спектакля начинает ощущаться некая преемственность поколений, примеряя на себя подвиг Теркина, молодые люди отдают дань уважения от правнуков великим дедам.

Биеннале театрального искусства не только стёрла границы между искусством из разных городов, дав возможность встретиться в столице, но и подключила к театру неравнодушного зрителя. Почти каждый после показанного спектакля мог обсудить увиденное с режиссёром и поделиться впечатлениями. Так, Алексей Ермилышев, режиссёр описанного выше спектакля «Василий Теркин, согласился ответить на несколько вопросов относительно своего участия в новом театральном проекте.

- Алексей, увидели ли Вы что-то новое в спектакле при его «переезде» на московскую сцену. Возможно, Вам удалось взглянуть на него свежим взглядом. Может, даже что-то добавили или немного переделали?

- Я ничего специально для этого показа и для этой сцены не переделывал и не добавлял. Он игрался в том виде, в каком он существует в Архангельске. Но этот спектакль живой, он постоянно растёт, как ребёнок (хотя он уже взрослый довольно, 2 года) и развивается, независимо от того где он играется. И поэтому я каждый раз на него смотрю по- новому, и знаете, это режиссёрское счастье, когда ты можешь смотреть так на свой спектакль, который видел уже много-много раз.

- Почему Вы решили обратиться к тексту Твардовского? Что вдохновило?

- Я не сам выбирал этот материал, это выбор театра к годовщине Дня Победы, театр пригласил меня в качестве режиссёра, а мне к тому моменту как раз пришло время ставить дипломный спектакль, поэтому выбора у меня не было. Выбор был только в том - как я его сделаю. И, конечно, в процессе работы я вдохновлялся этим текстом всё больше и больше.

- Как Вам публика в Москве? Поделитесь Вашими эмоциями от показа на сцене Маяковки.

- Мой спектакль вряд ли понравится любителям эпатажа и агрессии в театре, в нем нет хитроумных решений и головоломок, которые могли бы разгадывать молодые театроведы, в нём нет ничего такого. Эта работа не кричит о себе, а наоборот заставляет зрителя пристальнее присматриваться и всматриваться в происходящее на сцене. И мне показалось, что московская публика немного соскучилась по такому театру. Архангельский театр впервые был представлен на московской площадке высокого уровня. Конечно, это большая ответственность и большое испытание для моей команды. Ответственности добавлял и сам масштаб Биеннале с трансляцией нашего спектакля по всей нашей стране. Я искренне благодарен организаторам "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" за предоставленную возможность участвовать в театральном фестивале такого высокого полёта.

На торжественном закрытии биеннале были подведены итоги и отмечены лауреаты конкурсной программы. Все показанные постановки были вынесены на суд именитого жюри: Алексей Бородин (РАМТ), Сергей Женовач (СТИ), Дмитрий Крымов (ШДИ), Римас Туминас (Театр им. Евгения Вахтангова), Адольф Шапиро и Валерий Фокин (Александрийский театр). Представители режиссерского флагмана отметили особыми наградами «Позднюю любовь» Егора Перегудова («Современник»), постановку «Свои люди— сочтемся» Егора Равинского (РАМТ) и «Камень» Дениса Хусниярова (Театр на Васильевском). Лауреаты получили не только признание от легендарных режиссёров современности, но и были удостоены финансового вознаграждения, которое должно помочь им реализовать в жизнь их смелые творческие задумки. Как уже было отмечено выше, среди победителей оказался и режиссёр Илья Славутинский, он получил своё место на Олимпе биеннале благодаря зрительскому голосованию.

«Уроки режиссуры» также были реализованы в Москве в виде интерактивной выставки «От К.С. Станиславского до Л.А. Додина». Экспозиция в стенах театрального музея имени А.А. Бахрушина представляла собой переходящие из одного в другой режиссёрские «кабинеты». Посетители могли увидеть сохранившиеся записки мастеров и их пометки в сценариях, посмотреть небольшие биографические фильмы и отметить для себя основные вехи отечественной театральной истории. Например, видеоряд о жизни Евгения Вахтангова рассказывал о его пути к сцене и поисках, которые привели его к легендарной «Принцессе Турандот». Вся выставка - это своеобразное путешетвсие в мастерские разных эпох и художественных направлений. С одной стороны друг друга сменяют кадры, на которых Владимир Высоцкий репетирует роль Гамлета под творческим началом Юрия Любимова, на другой стене - оживленный спор в «Современнике», разбор полётов с Олегом Ефремовым.

Бахрушинский музей также стал площадкой для ряда мастер-классов и встреч с маститыми режиссерами нашего времени. По вечерам в каретном сарае музея собирались неравнодушные к дальнейшей судьбе театра, студенты актерских и режиссёрских факультетов, для того, чтобы увидеть и услышать небольшой «спектакль» о жизни тех, кто посвятил свою жизнь искусству. Поделиться опытом пришли Сергей Женовач, основатель Студии театрального искусства, Дмитрий Крымов, руководитель собственной режиссерской лаборатории в Школе драматического искусства, легенда Малого Драматического театра Лев Додин и главный режиссёр Александрийского театра Валерий Фокин. Беседа с художественным руководителем РАМТа Алексеем Бородиным завершила цикл мастер-классов. Алексей Владимирович дал новому театральному поколению много дельных советов и рекомендаций, но самое главное в искусстве, по его мнению, - это умение оставаться собой. Научиться в течение биеннале, правда, можно было многому, но, перефразировав Фредерика Бегбедера, хочется сказать, что самые лучшие уроки- те, что происходят внутри нас, а таинственный мир театра со всем его манящим флером и магией способствует этому, как нельзя лучше.

.