Постскриптум: о театре с любовью

Этой осенью в Москву прибыл огромный театральный «десант» со всей Росссии, с 26 сентября по 14 ноября в столице впервые прошла Биеннале театрального искусства. В течение почти двух месяцев на радость столичным театралам и критикам репертуары театров Москвы пополнились постановками региональных коллег.

В рамках биеннале реализовывалось сразу несколько направлений, но ,пожалуй, самыми масштабными и нашумевшими стали «Уроки режиссуры», именно в рамках этого проекта была организована конкурсная программа между молодыми и перспективными режиссерами со всех уголков нашей родины. Всего в биеннале приняли участие 16 драматических и 30 музыкальных спектаклей.

На новой сцене театра Вахтангова показали гоголевскую «Женитьбу», поставил пьесу режиссер и актёр Казанского драматического театра имени В.И.Качалова Илья Славутинский. Аншлаг на небольшой вахтанговской площадке был сумасшедший, а сам спектакль оказался по-настоящему живым и запоминающимся. История, граничащая с водевильной, прозвучала органично и звонко, когда зрительская душа требовала песни, она звучала к месту и со вкусом. Знакомый текст Гоголя заиграл новыми красками, конечно, держать внимание собравшихся вдвойне сложнее, если сюжет пьесы хорошо знаком почти каждому, но гости из Казани с нелёгкой задачей справились, взяв в плен взгляды и мысли присутствующих театралов. Как результат, головокружительные овации, а при подведении итогов биеннале именно этот спектакль получил приз зрительских симпатий, проголосовать мог каждый на сайте проекта. Как известно, зрителя не обманешь, можно ошарашить пришедшего в театр новизной идеи и поразить роскошными декорациями и звуком, но любовь зрителя -,пожалуй, самый бесценный подарок. Казанский театр доказал, что для настоящего искусства не всегда нужны сложности и новаторство, подлинный театр рождается из самого простого вдохновения и таланта. Студия театрального искусства предоставила свою сцену для показа спектакля «Камень», взялся за постановку пьесы, принадлежащей перу современного немецкого драматурга, Денис Хуснияров, режиссёр театра на Васильевском. Сложная история Мариуса фон Майенбурга с переплетением судеб и поколений была воплощена по режиссёрскому замыслу достаточно аскетично, но при этом увлекала. По началу складывалось ощущение, что перед нами классическая постановка с единством места и времени, сюжет развивался исключительно по разговорам собравшихся за одним столом, казалось, что все будет происходить здесь и сейчас, хотя на самом деле в пьесе задействовано сразу пять временных блоков. Зритель по репликам мог угадывать, в каком году герои постановки оказались сейчас. Совершенно удивительным феноменом на фоне этого стало время, будто это ощущаемое пространство, перемещаться по которому удаётся буквально, не выходя из-за стола.

Питерский «Такой театр» показал экстравагантную историю, спектакль о Билли Миллигане. Поставил необычную пьесу режиссёрский дуэт: Варя Светлова и Игорь Сергеев. «Василий Теркин» Архангельского театра имени М.В.Ломоносова отлично вписался в афишу между репертуарными спектаклями Маяковки. Срежиссировал поему о всем известном ещё со школьной скамьи простом русском герое Алексей Ермилышев. Постановка построена на том, что компания из троих юношей и девушки находят книжку о Василие Теркине на чердаке, актёры начинают читать вслух знакомый текст Твардовского, сначала они в полушуточной форме разыгрывают строки из поэмы, но потом текст словно оживает, и молодые люди становятся непосредственными участниками истории военных лет. Трое парней по очереди примеряют на себя образ бравого солдата, подчеркивая тем самым то, что такой Теркин «в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе». Единственная представительница слабого пола перевоплощается в ходе событий в самые разные роли, сначала она провожает «своего» солдата на фронт, потом предстаёт в образе суровой и непоколебимой смерти, перенося зрителя уже во вторую поэму «Теркин на том свете». Актеры энергично перемещаются от главы к главе, воссоздавая на сцене образ героя войны. Это создаёт особенную атмосферу спектакля, чувствуется некая преемственность поколения, примеряя на себя подвиг незабытого Теркина, молодые люди отдают дань уважения от правнуков великим дедам. Биеннале театрального искусства не только стёрла границы между искусством из разных городов, дав возможность встретиться в столице, но и подключила к театру неравнодушного зрителя. Почти каждый после показаного спектакля мог обсудить увиденное с режиссёром, поделиться впечатлениями и приоткрыть для себя таинственный режиссёрский замысел. Так, Алексей Ермилышев, режиссёр описанного выше спектакля «Василий Теркин, согласился ответить на несколько вопросов относительно своего участия в новом театральном проекте.

- Алексей, увидели ли Вы что-то новое в спектакле при его «переезде» на московскую сцену. Возможно, Вам удалось взглянуть на него свежим взглядом. Может, даже что-то добавили или немного переделали?

- Я ничего специально для этого показа и для этой сцены не переделывал и не добавлял. Он игрался в том виде, в каком он существует в Архангельске. Но этот спектакль живой, он постоянно растёт, как ребёнок (хотя он уже взрослый довольно, 2 года) и развивается, независимо от того где он играется. И поэтому я каждый раз на него смотрю по- новому, и знаете, это режиссёрское счастье, когда ты можешь смотреть так на свой спектакль, который видел уже много-много раз.

- Почему Вы решили обратиться к тексту Твардовского? Что вдохновило?

- Я не сам выбирал этот материал, это выбор театра к годовщине Дня Победы, театр пригласил меня в качестве режиссёра, а мне к тому моменту как раз пришло время ставить дипломный спектакль, поэтому выбора у меня не было. Выбор был только в том - как я его сделаю. И, конечно, в процессе работы я вдохновлялся этим текстом всё больше и больше.

- Как Вам публика в Москве? Поделитесь Вашими эмоциями от показа на сцене Маяковки.

- Мой спектакль вряд ли понравится любителям эпатажа и агрессии в театре, в нем нет хитроумных решений и головоломок, которые могли бы разгадывать молодые театроведы, в нём нет ничего такого. Эта работа не кричит о себе, а наоборот заставляет зрителя пристальнее присматриваться и всматриваться в происходящее на сцене. И мне показалось, что московская публика немного соскучилась по такому театру. Архангельский театр впервые был представлен на московской площадке высокого уровня. Конечно, это большая ответственность и большое испытание для моей команды. Ответственности добавлял и сам масштаб Биеннале с трансляцией нашего спектакля по всей нашей стране. Я искренне благодарен организаторам "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" за предоставленную возможность участвовать в театральном фестивале такого высокого полёта.

На торжественном закрытии биеннале были подведены итоги и отмечены лауреаты конкурсной программы. Все показанные постановки были вынесены на суд именитого жюри: Алексей Бородин (РАМТ), Сергей Женовач (СТИ), Дмитрий Крымов (Школа драматического искусства), Римас Туминас (театр имени Е.Б.Вахтангова), Адольф Шапиро и Валерий Фокин (Александрийский театр). Представители режиссерского флагмана отметили особыми наградами «Позднюю любовь» Егора Перегудова («Современник»), постановку «Свои люди— сочтемся» Егора Равинского (РАМТ) и «Камень» Дениса Хусниярова (Театр на Васильевском). Лауреаты получили не только признание от легендарных режиссёров современности, но и были удостоены финансового вознаграждения, которое должно помочь реализовать в жизнь их режиссерские задумки. Как я уже отметила выше, среди победителей оказался и режиссёр Илья Славутинский, он получил своё место на Олимпе биеннале благодаря зрительскому голосованию.

«Уроки режиссуры» также были реализованы в Москве в виде интерактивной выставки «От К.С. Станиславского до Л.А. Додина» в стенах театрального музея имени А.А.Бахрушина. Путешествие по истории отечественной режиссуры начиналось от экспозиций, посвещенных К.С. Станиславскому и его ближайшему соратнику В.И. Немировичу-Данченко, провозгласившим начало режиссёрского века. Выставка представляла собой переходящие из одного в другой режиссёрские «кабинеты», посетители могли увидеть записки мастеров и пометки в сценариях, сделанные вовремя репетиций, посмотреть небольшие биографические фильмы и отметить для себя основные вехи отечественной театральной истории. Видеоряд о жизни Евгения Вахтангова рассказывал о судьбе ученика великого Станиславского, о его пути к сцене и к громкой постановке «Принцесса Турандот». В фильме можно было увидеть кадры с экзамена по актёрскому мастерству студентов вахтанговской школы, учащихся в первые годы ее создания, вся выставка- это уникальная машина времени, способная перенести в театральные мастерские разных эпох. С одной стороны друг друга сменяют кадры, на которых Владимир Высоцкий репетирует того самого «Гамлета» под режиссёрским началом легендарного Юрия Любимова, на другой стене мелькает видеоряд с оживленными спорами в «Современнике», разбор полётов с Олегом Ефремовым.

Помимо выставки бахрушинский музей стал площадкой для ряда мастер-классов от маэстров театрального искусства. По вечерам в каретном сарае музея собирались неравнодушные к судьбе театра, студенты театральных и режиссёрских факультетов, для того, чтобы увидеть небольшой «спектакль» о жизни тех, кто посвятил свою жизнь искусству, создав при этом свою главу в истории российского театрального искусства. Поделиться опытом пришли основатель Школы современного искусства Сергей Женовач, руководитель собственной режиссерской лаборатории в Школе драматического искусства Дмитрий Крымов, легенда МДТ Лев Додин и главный режиссёр Александрийского театра Валерий Фокин. Встреча с художественным руководителем РАМТа Алексеем Бородиным завершила цикл мастер-классов, Алексей Владимирович дал новому театральному поколению совет, придерживаться которому, на его взгляд, должен каждый пришедший в мир большого искусства. «Оставайтесь собой», - несколько раз повторял именитый режиссёр, худрук считает, что в театре совершенно недопустимо вторить, в попытке повторить за тенденцией можно потерять себя, а отсутствие индивидуальности - самое страшное для творца. Научиться в течение биеннале и ,правда, можно было многому, но, перефразировав Фредерика Бегбедера, хочется сказать, что самые лучшие уроки- те, что происходят внутри нас, а таинственный мир театра со всем его манящим флером и магией способствует этому, как нельзя лучше.

.