После «БААЛа» …

В Центре имени В.Э.Мейерхольда отгремела во всех смыслах очередная премьера. В этот раз на сцене модной театральной площадки была поставлена самая ранняя пьеса Бертольта Брехта «Баал». Попытался заглянуть в таинственный и сложный мир немецкого драматурга режиссер Иван Комаров. Брехт написал «Баал» в двадцатилетнем возрасте, что сразу же ощущается при знакомстве с текстом: пьеса – самый настоящий бунт, вызов себе и тому, что принято считать нормой. Художественный руководитель Центра имени Мейерхольда Виктор Рыжаков убежден, что театр – это дело молодых, поэтому, с радостью, дает творить в подопечном ему театральном пространстве начинающим и перспективным. Рыжаков как добрый наставник предоставляет поле для экспериментов, а молодым творцам остается самое сложное – заявить о себе.

Режиссер Комаров и актеры «Июльансамбля», выпускники мастерской худрука ЦИМа, ненамного старше Брехта во времена его работы над «Баалом», а потому новая постановка – ядерная смесь молодости и бунтарства. Пьеса была переведена специально для нового театрального эксперимента. Над новым переводом при поддержке Гете-Института в Москве работал Александр Филиппов-Чехов. Существовавшая до этого переведённая версия дебютной пьесы Брехта не отражает, по мнению Филиппова-Чехова, ранней поэтики драматурга. Самое интересное то, что свой первый драматургический труд Брехт перерабатывал почти всю жизнь.

Если говорить о самой пьесе, то, пожалуй, самым верным ее определением и ассоциацией станет слово – «страсть». Драматургическое произведение юного Брехта – это самая настоящая квинтэссенция этой самой страсти, причем в искаженном ее понимании. Тот случай, когда следование этому чувству приводит к губительным и разрушительным последствиям не только для ощущения собственной внутренней гармонии, но и для зачатков всего прекрасного и светлого вокруг человека. Общими усилиями режиссера и артистов именно это ощущение от текста прозвучало с головокружительной силой, приобрело невероятные масштабы и было доведено до абсолютнейшего безумия. Иногда казалось, что перед зрителями начинает разворачиваться какая-то вакханалия, но именно в этом своем сумасшествие спектакль начинал приобретать свой собственный стиль.

Сам Баал – это талантливый поэт, который подражает Артюру Рембо и пренебрегает всеми существующими социально-общественными законами. Попытка понять главного героя пьесы в первую очередь сводится к пониманию времени, в которое Брехт работал над своим дебютным драматическим произведением. «Баал» был написан ровно двести лет назад, после Первой мировой войны, когда в искусстве начали зарождаться авангардные течения. Главный герой пьесы – образ, полностью пропитанный пафосом разрушения. Но все существование Баала становится не просто следствием разрушительной энергии внутри него, его жизнь превращается в одну сплошную оргию в прямом и переносном смысле этого слова. Конечно, пьеса несколько осовременена, это размышление о существовании такого героя, как Баал, спустя два столетия. Поэт пропагандирует свободу, но главным вопросом остается, насколько правильно Баал ее понимает. И неужели свобода не должна сосуществовать с созиданием?

«Баал» в прочтении Ивана Комарова определенно очень самобытен, однако местами все же угадывается желание молодого режиссера отдать дань уважения мэтрам театрального искусства. Так, например, музыкальная установка и выкрикивания текстов на языке оригинала в микрофон сильно напоминают манеру Юрия Бутусова, например, в его нашумевшем спектакле «Добрый человек из Сезуана», поставленном по пьесе все того же Брехта. В премьерной постановке ЦИМа слишком много своего, свежего и экспериментального, чтобы эта аналогия прозвучала в каком-то критическом ключе. Любой ассоциативный ряд для такого живого по своей сути театрального ремесла –уместен и логичен. У спектакля Ивана Комарова есть своя изюминка, это сильный и мощный спектакль, который иногда начинает звучать жутко громко и запредельно страшно.

Это блог дизайнера, который собирает самые интересные российские традиции, новинки моды и дизайна. Здесь можно заново открыть для себя эстетику современной России.

.