Опера "Кармен" в Большом театре

"Имеет ли смысл покупать билеты на "Кармен" ? Что это будет?"- спрашивали высокопоставленные любители театра у директора Opéra-Comique в далеком 1875 году. Хитрый Камиль дю Локль, будучи таким же прирожденным пиар-менеджером, как и директором театра,  отвечал, что не советует, ибо опера выйдет безнравственной.

Ловко распространённого слуха оказалось достаточно, чтобы вызвать интерес к новой постановке, но недостаточно для признания. На премьере публика почти не хлопала, Бизе тяжело переживал, а спустя три месяца скончался от сердечного приступа.

 

  Время показало, что Жорж Бизе напрасно так убивался. Будущее "Кармен", как и прочил Чайковский, оказалось великим. Пётр Ильич сразу же очень высоко оценил оперу. Он писал:" "Carmen", по-моему, в полном смысле chef d'oeuvrе, т.е. такая вещь, которой суждено быть в сильнейшей степени отразительницей музыкальных вкусов и стремлений целой эпохи." Вслед за Чайковским оперу "Кармен" полюбила и публика по всему миру. Гастроли с успехом прошли в Европе, а 1898 году оперу впервые поставили в Большом театре. С тех пор "Кармен" пережила множество постановок на московской сцене, последняя из которых была в 2008 году.

 

  Для постановки новой "Кармен" Большой театр пригласил Алексея Бородина, художественного руководителя РАМТа. В последнее время всё чаще и чаще драматических режиссеров зовут ставить оперы. Одна из причин этого тренда - желание сделать спектакль таким же правдивым с драматургической стороны, как и с музыкальной. Бородин во всех интервью заявляет, что главной его целью было сделать постановку живой, стиль же не имеет значения. 

 

  Постановку нельзя назвать классической, ибо оформление спектакля лишь намеками отсылает к испанской теме, а декорации то и дело принимают различные геометрические формы, словно на сцене воссоздают в объеме картину Малевича. Впрочем, реализма в спектакле всё равно больше, чем авангарда. Консервативные любители оперы могут вздохнуть с облегчением и смело идти в Большой театр. В "Кармен" Бородина вы не найдете ни эпатажа, ни смелой безумной трактовки, которая вызовет недовольство одних зрителей и восторг других. Разве что идея режиссера "От импрессионизма к экспрессионизму", под ореолом которой прошла эта постановка, создает некую оригинальность его видения "Кармен".

  

  Страсть Хозе, стихийность Кармен и её смерть в финале - с нарастанием экспрессии к последнему акту всё и так ясно, а что же подразумевается под импрессионизмом? С музыкальной точки зрения - это лирические сцены первого действия, как, например, светлая гармония хора табачниц или нежная встреча Микаэлы и Хозе, когда он вспоминает о своей матери и родных краях. Что касается визуальной части, то сцена вторит идиллическим тонам музыки:  картонные, почти мягкие на вид декорации домов, разноцветные платья пастельного оттенка, тёплый свет необжигающего солнца.

   

  Во многом благодаря автору декораций Станиславу Бенедиктову смотреть постановку было действительно интересно. Он создал постоянно меняющееся сценическое пространство, которое формирует в воображении образ Испании, метафорически отображает в линиях, цвете и движении эмоциональное развитие сюжета. Так в четвертом акте острые формы зданий, похожие на лезвия, слепящий свет, агрессивные тона флагов на корриде - всё это дополняло нарастающее напряжение атмосферы, конфликт между героями.

 

  Отвлекаясь от визуальных эффектов , перейдем к музыкальной сути. Туган Сохиев, главный дирижер Большого театра, специально работал с певцами, дабы искоренить в их исполнениях "концертный осадок". Главной задачей режиссера, дирижеров и артистов было абстрагироваться от "шлягерности" этой оперы. Только тогда, взглянув на "Кармен" как на новое произведение, можно было передать все её краски. К сожалению или к счастью, красивого исполнения в опере недостаточно. Зритель должен почувствовать за божественным пением сущность героя, определить которую не так-то просто, особенно, если речь идёт о Кармен.

 

  Каким должен быть сценический образ Кармен? Страстным и диким или темпераментным и расчетливым? Оперные примадонны в своих интервью очень любят буквально по минутам  расписать поведение Кармен. "Вот здесь она уже его любит, но не признаётся, ведь мужчину надо как можно дольше держать в сомнениях, а вот тут уже разлюбила, но мы об этом узнаем еще минут через десять" и так далее... Стоит признать, что зритель охотно верит витиеватым схемам взаимоотношений Кармен с другими героями. Однако достаточно лишь проследить за поступками героини, чтобы убедиться в вымышленности всех этих душевных перипетий Кармен. Проспер Мериме, автор новеллы "Carmen", с которой всё собственно и началось, удивлённо поднял бы брови, узнав, что кто-то пытается найти в поступках его героини логику.

Публика вообще склонна приходить на любую оперу с уже хорошо утвердившимися заблуждениями, и "Кармен" - далеко не исключение. Например, многие представляют себе дона Хозе как темноволосого испанца с черными глазищами, тогда как Хозе Лиззарабенгоа, так его звали на самом деле, был голубоглазым блондином. Королевство Наварра, откуда родом наш герой, находилось между Францией и Испанией, а баски, его населявшие, не имели ничего общего ни с французами, ни с испанцами, да и вообще ни с одним из европейских народов. Ещё более значительная часть зрителей считает, что дон Хозе с первого взгляда влюбился в Кармен из-за её ослепительной красоты, однако, по словам Мериме, сначала она совсем ему не понравилась. Поступать так, как вздумается, делать лишь то, что хочется, - Кармен покоряла сердца мужчин, в том числе и сердце разбойника Хозе Лиззарабенгоа, не внешностью, а непредсказуемостью. 

Агунда Кулаева, исполнившая роль Кармен, не смогла передать притягательную силу своей героини. Её пение было красивым, но очень скучным и однообразным. Туган Сохиев сказал в каком-то интервью, что во время своего первого выхода  Кармен "не должна быть вывернутая, вся из себя". Действительно, в начале оперы Кармен ещё не стала вершиной любовного треугольника, не довела пока никого до смерти, она - всего лишь одна из табачниц, работающих на фабрике. Однако ясно, что, будь Кармен обыкновенной девушкой, последующие события приняли бы совершенно иной оборот. Она своенравна, она ничего не боится, она свободна и только свободной может жить, вне зависимости от своих или чужих чувств- вот об этом её знаменитая Хабанера. К сожалению, в исполнении Кулаевой я не почувствовала затаённый пыл Кармен, пламя, которое впоследствии сведёт с ума Хозе. Создалось впечатление, что певица гипертрофированно восприняла замечание дирижера и не забывала о нём вплоть до финала. 

 

  Партия Микаэлы, антипода Кармен, досталась Анне Нечаевой. В её исполнении чувствовалось то, что не было у Кулаевой, а именно внутренний накал героини. При всей своей набожности и целомудрии Микаэла совсем не слабая девушка, ей хватает стойкости духа, чтобы пойти в стан контрабандистов и разыскать Хозе. Она продолжает убеждать Хозе уйти даже тогда, когда его страсть к Кармен на глазах  у всех перерастает в страшное безумие. Анна Нечаева увлекает своей искренностью, её пение остается естественным при всём разнообразии эмоций, которые она изображает.

 

Приближаясь к финалу оперы, зададимся вопросом, а чем же Эскамильо так поразил Кармен, что она незамедлительно разлюбила Хозе? Помните ли вы, что дон Хозе многократно пел, как сильно он любит Кармен и как много она по этому поводу ему должна? А ведь Кармен никому и ничего не должна, в этом и заключается её философия. И вот в момент, когда дон Хозе - уже практически кандидат на вылет, появляется Эскамильо со своими знаменитыми куплетами тореадора. Кармен, конечно, тут же переключается на новое увлечение и  обрекает себя на погибель.

  Эльчин Азизов, исполнивший партию Эскамильо, пару раз не сошёлся с оркестром в знаменитых куплетах, и это оставило неприятный осадок. Впрочем, неудачное начало он скрасил убедительностью последующих выходов. Мурат Карахан в роли Хозе был очень хорош во всех действиях, а в четвертом акте он совершенно вошёл в роль и своей игрой отвлёк от пробелов в артистизме Агунды Кулаевой.  К сожалению, слушая Кулаеву на протяжении всей оперы, не верилось, что её героиня в заключительной сцене могла фактически броситься на нож. Весь финал Кармен откровенно дразнила смерть. Она понимала, что Хозе  может её убить, но это её не пугало, она продолжала вести себя нарочито вызывающе, оскорблять Хозе и всячески ему сопротивляться. Последней каплей стало кольцо, которое Кармен подарил дон Хозе и которое теперь летело ему в лицо. У дона Хозе больше не осталось надежды на любовь, Кармен была обречена.

Попробуйте хоть день прожить как Кармен, не боясь смерти, не боясь потерять любимых, не опасаясь пасть в чужих глазах. Вряд ли у вас получится, а если и получится, то явно не так соблазнительно и заманчиво. Не потому ли эта история столь притягательна до сих пор, что сталкиваясь с ней, мы невольно завидуем свободе, с которой героиня живёт и ради которой эффектно погибает. Популярность оперы Жоржа Бизе можно было бы приписать красоте часто исполняемых и действительно прекрасных мелодий. Однако интерес к ней не угасает по причине её вечной загадки. Как опера "Кармен" не разрывается от напряжения, которое в ней сосредоточено? Противоположные стороны мучают героиню, но она, сама будучи злым роком или противостоя оному, не прогибается под их силой. Почувствовать в финале торжество любви и мощь человеческой натуры - только ради этого стоит сходить на эту оперу.

 

.