Какой оказалась «Поздняя любовь» Дмитрия Крымова?

Какой оказалась «Поздняя любовь» Дмитрия Крымова? Фото Наталии Чебан и Константина Кариакиди

Пожалуй, фактически невозможно уже с первых минут не понять, что на сцене идет спектакль, который поставил Дмитрий Крымов. Мне кажется, это определённо тот случай, когда можно смело говорить: «Я угадаю эту мелодию с двух нот». Причем, говоря это, не ставишь себе какой-то конкретной цели: похвалить или раскритиковать художника этим заявлением, скорее, это какой-то невероятный факт, не упомянуть о котором было бы большой ошибкой. Хотя несомненно это самый настоящий комплемент: иметь свой почерк – огромный дар.

Самое интересное то, что осознать, что здесь и сейчас будет происходить театральное действие под творческим началом Дмитрия Анатольевича можно еще до третьего звонка. Приходишь в зал, начинаешь оглядываться, всматриваться в сценографическое оформление и тут же понимаешь, что сегодня в «Школе драматического искусства» точно показывают что-то от Лаборатории Крымова. И это не потому что так указано в афише - есть у этого творческого союза удивительное свойство наполнять помещение какой-то особенной атмосферой до такой степени, что даже самое скромное и аскетичное театральное пространство оказывается отнюдь не пустым.

Одним из самых ярких экспериментов этой лаборатории является постановка пьесы Островского «Поздняя любовь», правда, в прочтении Дмитрия Крымова она становится «О-й. Поздней любовью». Откуда взялось это интригующее «О-й» не совсем понятно, но почему-то после просмотра спектакля перестаешь сомневаться в том, что это дополнение гармонично вписывается в общее настроение от увиденного. С одной стороны, спектакль получился очень комичным, с большой долей гротеска, доходящего порой до полнейшего безумия и абсурда. С другой, сами реплики почти полностью звучат, так сказать, в оригинале: почти все можно добуквенно найти у самого Александра Николаевича. В общем-то, где можно было поэкспериментировать, режиссер поэкспериментировал, но все получилось с чувством, с толком, с расстановкой.

Только на первый взгляд кажется, что все происходящее просто и весело, на самом деле Дмитрий Крымов в хорошем смысле не дает расслабиться. Это чувство не покидает ни на минуты, даже, когда задумываешься о том, как Дмитрий Анатольевич распределил роли. В Лаборатории Крымова все смешалось: брутальные мужчины перевоплощаются в женщин, а хрупкие девушки наклеивают на себя огромные усы и надевают пиджаки не по размеру. Но даже в этом режиссер знает меру, главные действующие герои-любовники не переодеваются – здесь все «по правилам». И пусть другие персонажи создают некоторый фарс, но именно здесь разворачивается подлинная любовная драма между настоящим мужчиной и настоящей женщиной. Людмилу Маргаритову играет Мария Смольникова, а Николая Шаблова– Вадим Дубровин.

Хотя и этой паре все же достается от режиссёра для того, чтобы они уж слишком не выделялись на общем фоне. Одинокая Людмила с дефектами речи и с «брежневскими» бровями запущенными, как ее жизнь, жаждет любви, но это нелепая девушка мало ассоциируется с образом лирической героини. Однако все это совсем не для хохмы. Когда эта комичная Маргаритова вдруг начинает говорить о женской потребности любить, зрителю становится совсем не до смеха. «Любовь для меня все, любовь мое право», - провозглашает Людмила. И ей даже такой смешной и карикатурной отказывать в этом праве, действительно, нельзя.

Справедливости ради, говоря об этой постановке, необходимо отметить буквально каждого задействованного артиста: уж слишком яркие образы и перевоплощения выносит Лаборатория Крымова на зрительский суд. Кстати, роль по половому признаку также досталась Максиму Маминову. Артист играет Дормедонта, который некоторым образом тоже задействован в любовной коллизии, так как явно неравнодушен к Маргаритовой. Но чудаковатого Дормедонта никто не воспринимает всерьёз, даже родная мать Фелицата Антоновна Шаблова (Сергей Мелконян) не упускает возможности подшутить над своим младшим сыном. Хозяйка дома появляется на сцене не очень часто, но и этих незначительных эпизодов Шабловой достаточно для того, чтобы занять во всех смыслах много места в общей картине спектакля. Варвару Харитоновну Лебедкину играет Константин Муханов, артисту удаётся тонко отыгрывать мужское и женское начало этой дамы. Алине Ходжевановой выпал шанс сыграть Герасима Порфирьича Маргаритова, а Кристине Власовой - Онуфрия Потапыча Дороднова.

Неожиданных поворотов и замысловатых решений у Дмитрия Анатольевича всегда немало. Однако в своей «О-й. Последней любви» режиссёр идет до конца и не оставляет зрителя без сюрприза даже в финальной сцене. Там, где Островский, казалось бы, ставит точку, Крымов в прямом и переносном смысле выстреливает.

Это блог дизайнера, который собирает самые интересные российские традиции, новинки моды и дизайна. Здесь можно заново открыть для себя эстетику современной России.

.