Была ли новогодняя елка в Древней Руси

В погоне за цивилизацией, один из наших правителей в корне изменил такой добрый светлый праздник, как встреча Нового Года. Вслед за сменой летоисчисления пришли и новые традиции, одна из которых - нарядная ель. Но обо всём по порядку..

Когда праздновали новый год на Руси

Во-первых надо понять, что самые древние народы территории Руси ориентировались на природные явления, как и многие другие язычники. Соответственно, приход новлетия приходился на день весеннего равноденствия - примерно 22 марта. Но, как утверждают разные источники, новолетие к новому году не имеет никакого отношения. Зимой, как раз с конца декабря и по начало января, отмечали Коляду - дни зимнего солнцестояния, когда световой день начинал увеличиваться, что ассоциировалось с "нарождением нового солнца".

После крещения Руси в 988 году, Новый Год стали праздновать 1 сентября, поскольку в византийской традиции было принято считать, что именно в сентябре Богом был сотворён мир.

За то, как мы отмечаем новогодние праздники сейчас надо благодарить Петра Великого, "прорубившего окно в Европу". Смена летоисчисления на юлианский календарь заставила отмечать новый год жителей, теперь уже, России два раза - 1 сентября и 31 декабря. 

Смена времён празднования, традиций и верований сменяла и символику встречи нового года. Во времена языческой Руси, неотъемлемым  атрибутом были солярные знаки, разведение костров, шумные, обязательно массовые, гуляния.

"26 декабря нарождалось новое Солнце. Его символично представляло особое полено - Бадняк. Бадняк зажигали на Коляду и оттого зарождалось в новом цикле Светило. Особая часть праздника - Колядки – новогодние песни. Изначально это были восхваления Коляды, а позже превратились в форму поздравлений и шуточных песен. В дальнейшем черты колядок перешли в святочные праздники. В зимние праздники древние славяне, как и мы украшали дома еловыми и сосновыми ветками. Хвойные деревья должны были колючими и острыми иглами отгонять злых духов, чтобы те не испортили праздник. Был у древних славян и зимний дух – Морок, Трескун, Морозко – он насылал лютые морозы, сковывал реки льдом. Сурового духа задабривали – выставляли подарки на окно: блины, кутью и кисель. В традиции колядок это превратилось в угощение для ряженых, они помимо прочего носили символику зимнего духа. Ночь на 1 января у некоторых славянских народов северо-западной Руси носила название Жирной кутьи или Щедрухи, в этот день было принято щедро угощвать друг друга самыми вкусными и жирными яствами". (Е. Вавина)

Что же символизировала сама ель в быте древних славян?

1. Ель - символ женской силы. Именно с этим верованием связан запрет сажать ель около дома, мол "выживет мужиков из дому". 

2. Ель - символ бесплодия. Считалось, что это бесплодное дерево принесет неурожаи и разлады в семью.

3. Ель - пристанище духов. Согласно владимирской быличке, домовой живет в большой сосновой или еловой ветке, подвешенной где-нибудь во дворе. Дети лесовых духов лежат в люльках, висящих на Елях и соснах, а дети русалок — под Елью. По елям черти водят проклятых и утащенных ими в лес детей, под Ель леший укладывает спать заблудившихся детей.

4. Ель - дерево, которое нашло широкое применение в похоронной и поминальной обрядности. У старообрядческого согласия бегунов принято было прямо в лесу подкапывать корни большой Ели, немного выворачивать ее из земли и в образовавшуюся яму класть тело умершего без гроба, а затем сажать Ель на прежнее место, «яко будто век тут ничего не бывало».

Вывод можно сделать один - новогодней наряженной ели в Древней Руси не было. Она имела статус таинственного магического вечно зеленого дерева, символизирующего связь мира живых с миром мёртвых. Но наряжать эту колючую красоту никто не торопился. До каких же пор?

Первая новогодняя ёлка в России

C 1 января 1700 года в России Петром I было установлено летоисчисление от Рождества Христова, а так же принят указ, в котором говорилось: «…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на ворота или над храминою [домом] своею поставить…»

После смерти царя предписания сохранились лишь относительно убранства питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать елками. По этим деревьям опознавались кабаки. Деревья стояли возле заведений вплоть до следующего года, накануне которого старые елки заменяли новыми.

Первую публичную елку установили в здании Екатерининского вокзала (ныне Московского) в Санкт-Петербурге лишь в 1852 году.

В разные времена и елки наряжали по-разному: сначала фруктами, живыми и искусственными цветами, чтобы создать эффект цветущего дерева. Позже украшения стали сказочными: позолоченные шишки, коробочки с сюрпризами, сладости, орехи и горящие рождественские свечи. Вскоре добавились игрушки, сделанные своими руками: дети и взрослые мастерили их из воска, картона, ваты и фольги. А в конце XIX века на смену восковым свечам пришли электрические гирлянды.

Во время Первой мировой войны император Николай II объявил елочную традицию «вражеской». После Октябрьской революции запрет отменили, но в 1926 году власть рабочих и крестьян вновь ликвидировала «елочную» традицию, сочтя ее буржуйской.

Лишь в 1938 году огромная 15-метровая елка с десятью тысячами украшений и игрушек появилась в Москве, в Колонном зале Дома Союзов. Ее стали устанавливать ежегодно и проводить там детские новогодние праздники, получившие название «новогодние елки». С 1976 года главной новогодней елью страны стало дерево, установленное в Государственном Кремлевском дворце.

К 1960-м годам новогодняя елка стала привычной и любимой для каждой семьи. А ее украшение — стеклянными шарами, игрушками и бумажными гирляндами — одной из главных семейных церемоний.

Праздник елки изначально предназначался для детей и должен был навсегда остаться в памяти ребенка как день милосердия и добра. Праздничная елка готовилась взрослыми непременно по секрету от детей. И по сей день новогоднее таинство и удивительным образом появляющиеся под елкой подарки остаются главным волшебством детства.

 

Картины - Архипова Оксана Владимировна

.