События

Сон в летнюю ночь: новый фильм Серебренникова «Лето» штурмует кинотеатры

Фильм «Лето» Кирилла Серебренникова уже в широком прокате и собирает полные залы. До этого ностальгическая картина о Ленинграде 80-ых побывала в Каннах и открыла главный российских фестиваль «Кинотавр». Новый фильм Серебренникова получился легким, светлым и дарящим ощущение абсолютной свободы. Даже так называемые муки творчества в кинокартине показаны как необходимая часть любого творческого процесса, а не как разрушающая сила. Майк Науменко (Рома Зверь) все время сомневается и думает о своём месте среди зарубежных исполнителей, но боли не чувствуется, скорее, неуверенность и поиск собственного «я». А все остальное в фильме, действительно, пропитано какой-то особой нежностью и романтикой. Честно говоря, ощущается, что к сценарию приложена женская рука: в разработке фильма принимала участие сама Наталья Науменко. Жену лидера группы «Зоопарк» сыграла Ирина Старшенбаум. Ее героиня в «Лете» на все смотрит влюблёнными и живыми глазами, а зритель покорно впитывает это мироощущение. И хотя нам всем запрещается думать, что та самая «Сладкая N» - образ вполне реальный и существующий, кажется, что Старшенбаум играет именно ее, музу и Абсолют Женственности.

Фильм вообще-то не совсем о семье Науменко, а о первых шагах Виктора Цоя (Тео Ю) в музыке. Выделить главного героя кинокартины сложно, но все же предполагается, что фильм в первую очередь об идейном вдохновителе группы «Кино». В «Лете» нет места для драмы, и даже кульминацию в сюжете обнаружить невозможно: киноповествование идёт плавно и размеренно. Многие критики уже обозвали картину лучшим фильмом Кирилла Семёновича, хотя, скорее, «Лето» должно стоять где-то в отдельном ряду и немного обособленно от других работ режиссёра. В этом смысле это кино не лихо разрушает стереотипы. В «Лете» воссоздается огромное множество миров, которые либо существуют параллельно, либо переплетаются друг с другом. Так, в небольшой коммунальной комнате семьи Науменко постоянно играет музыка культовых американских и британских рок-групп, а из радиоприемников периодически доносятся новости в духе советской эпохи о количестве собранного урожая. Но мир творческой молодежи существует изолированно от того, что говорят на кухне в той же коммуналке. Главное, что Науменко и Цоя принимают в Ленинградском рок-клубе, а это и есть их жизнь, в которой человек сам по себе уже и есть манифест.

Мир музыки – отдельная тема этого фильма. На фоне Blondie и Bowie, которым поклоняются главные герои, звучат песни самого Марка и Вити, и это, пожалуй, один из самых прекрасных моментов кинокартины. В фильме Серебренникова нет границ: наши «Кино» и «Зоопарк» как бы вписываются в этот недосягаемый и закрытый музыкальный Олимп Запада. На эти два часа «Лета» все становится возможным. При этом несколько противопоставлены друг другу творческие фигуры самого Науменко и Цоя. Второй больше ценит свою самобытность и будто знает, что ему суждено стать легендой. В фильме есть еще один отдельный мир, который воссоздаётся благодаря проявляющемуся в самые неординарные моменты герою-скептику. Вместе с ним мы фантазируем, какой могла бы быть советская реальность, если бы в трамвае звучал Iggy Pop, а в электричке пели бы Talking Heads. В действительности же насладиться T.Rex и их «Children of the Revolution» можно только в мире главных героев. И если по темпераменту картина «Лето» несколько отличается от более острых работ Серебренникова, то уникальное чувство стиля и хороший вкус выдают режиссера. В фильме изображен миг, и абсолютно неважно, что будет дальше, есть здесь и сейчас. В прекрасном сегодня существует дружба, любовь, вера в свою исключительность, мечты, и постоянно звучит музыка. Все это навсегда запечатлено в памяти героев картины в том лете, а для нас - в прекрасном фильме с очень логичным и теплым названием.

ДАЛЕЕ
.