Внимание! Внимание! На сцене МТЮЗа - «Слон»

Внимание! Внимание! На сцене МТЮЗа - «Слон» Фото - Елена Лапина

Первой премьерой текущего театрального сезона для Московского ТЮЗа стал спектакль «Слон». В основе постановки оказалась одноимённая пьеса Александра Копкова, написанная еще в начале 30-ых годов прошлого века. В свое время этот литературный текст так и не дошел до широкого зрителя, а в наши дни пьеса получила новую жизнь: вывести «Слона» на сцену решилась Генриетта Яновская, художественный руководитель театра. «Комедия. Почти бредовая. Почти реальная", - это небольшая, но достаточно емкая характеристика вписана в буквально каждую афишу спектакля, что, конечно, настраивает зрителя на определенную волну.

Сюжет «Слона» правда кажется каким-то уж чересчур сказочным, но это в конечном итоге совсем не мешает сидящим в зале задуматься над весьма важными вопросами. На протяжении всего спектакля не покидает достаточно необычное и приятное ощущение, будто тебе выпал шанс прогуляться по очень тонкой и почти неуловимой грани между реальным и ирреальным, добрым и злым, трагическим и юмористическим. Это интригующее чувство заставляет ко всему происходящему относиться с определенной долей настороженности. То, во что зритель почти поверил, может оказаться очередной уловкой и в одночасье развеяться, как дым, приобретя форму чего-то абсолютного другого. Название самой пьесы и, соответственно, спектакля – не исключение в этой игре. В самом начале появляются опасения, что «СЛОН» - это аббревиатура, и речь пойдет о Соловецком лагере особого назначения, тем более что на такую расшифровку делается акцент в первые минуты действия. Зрители, естественно, оказываются в некотором недоумении, поскольку почти каждый уверен, что пришел на комедию. Ситуация окончательно проясняется, когда на сцене появляется новый «персонаж», а точнее, виновник торжества. О «Соловках» герои, действительно, вспоминают часто, только лагерь остается для всех, скорее, некой страшилкой, которой пугают маленьких непослушных детей.

Итак, простой советский колхозник Гурьян Гурьяныч Мочалкин (Тараньжин Александр) в один прекрасный день обнаруживает на дне колодца золотого слона. Появление этой дорогостоящей живности в семье главного героя нарушает размеренный и спокойный порядок жизни. Основной загвоздкой происходящего становится то, что на фоне этого сюрреалистического события продолжаются самые обычные будни колхоза. К тому же, новоиспеченный владелец золотого слона оказывается не образцово-показательным борцом из иконических советских романов: Мочалкин жаждет своего собственного счастья, а не общего и поделённого поровну. Сюжет начинает казаться еще сложнее и глубже, когда понимаешь, что разбогатевший колхозник не Скрудж Макдак и не Остап Бендер, одержимый идеей обогащения: слон достался ему совершенно случайно, но самое главное, что эта нелегкая золотая ноша выпала именно ему, но такая избранность резко противоречит принципам, господствующим в обществе. Герои одеты в яркие кричащие костюмы, на которых огромными красными буквами написаны имена и коротенькие обозначения из серии «не совсем дура». От таких пестроряженных людей не ждешь ничего серьезного, но на сцене начинают разворачиваться не шуточные страсти. К слову, за костюмы и все сценическое пространство по старой доброй традиции МТЮЗа отвечает Сергей Бархин.

За разноцветной маской юмора зрители вдруг обнаруживают историю о попытке приобрести собственное «я», о свободе и о бесконечном поиске ответа на вопрос о том, что такое счастье. «Слон» - это своего рода разрушение известного советского мифа о строительстве светлого будущего, которое, на самом деле, скрывается для отдельно взятого человека в его собственном пути к простым радостям, к своей мечте и к миру, где, как провозглашает главный герой, не будет ни колхозов, ни кризисов. И если сбежать от главы колхоза Курицына (Игоря Балалаева) Мочалкин может в Америку, то злосчастный кризис настигнет его и там, в далекой буржуазной жизни. Но несмотря ни на что, главный герой все же решается на побег на построенном собственными руками дирижабле … Увидеть этот эффектный «полет Икара» из советской действительности лучше самим в МТЮЗе и подумать о том, что сделаете Вы, если завтра вдруг обнаружите золотого слона.

.