Керамистка Елена Курлова о современной гжельской керамике

Керамика Елены Курловой взорвала соцсети своей непривычной для гжельской керамики формой. Смесь традиционной росписи с силуэтами фантастических существ вызывает массу споров и уже нашла как своих фанатов, так и ярых противников. Я решила поговорить с автором и узнала много новых современных авторов-керамистов, которые переосмысливают промысел Гжели на современный лад.

Начнём с того, что вы учились в гжельском университете и хорошо знаете истоки местной керамики. Что думаете о заводской "гжели" сегодня?

Мне очень нравятся изделия Гжельской Мануфактуры очень аккуратная работа с цветом, безупречная графика. Если выбирать заводскую Гжель, я бы выбрала их.

Сервиз Гжельской Мануфактуры
@gzhelskaiamanufaktura

У нас в сообществе любителей и почитателей народных промыслов есть давний спор - может ли самоучка или человек который отучился, но не стал работать при предприятии НХП продолжать развивать и сохранять этот промысел самостоятельно? (имеем в виду не только керамику)

В Гжели было много самобытных художников, например Денисов Геннадий Васильевич, его работы можно увидеть в музее завода «объединение Гжель».

Множество художников работает самостоятельно в своих мастерских. Мои любимые:


@keramicsong


@valentinacheprasova


@elka04540


@valent_ceramics


@sergamika

Многие художники уже не живут в Гжели, но по прежнему остаются гжельскими художниками, например, Валентин Розанов - один из художников, сделавших Гжель брендом.


@valentinrozanov

Мне нравится то что об этом говорил Николай Борисович Туркин. О том что Гжель - это не форма и правило, это дух. Здесь всё переваривалось под народные вкусы. И это главное отличие Гжели. Так что, наверное, можно это всё сохранять и развивать самостоятельно. Но нужно знать историю промысла и быть в курсе текущих народных чаяний.

Как вам пришла идея скрестить гжель с "Чужим"? Можно ли эти изделия назвать всё той же гжельской керамикой, или это уже некие арт-объекты?

сервиз с чужими мы придумали с моей одногруппницей Татьяной Бовиной. Мы готовились к фестивалю 4ceramics. Тема фестиваля была сервиз. У меня была идея серии чайников «горгульи », развивать в сервиз мы решили горгулий в виде Ксеноморф. Таня слепила Ксеноморфу для масленки, я сделала формы чайника, бокала и масленки. Какие то детали мы просто долепливали руками. И до сих пор этот сервиз наполовину лепится руками и нет совершенно одинаковых предметов.

Я могу отнести эти предметы к гжельской керамике. Потому что вспомним «Гжель это то что перерабатывается под вкусы народные», а что в современном мире может быть более народным чем интернет мемасики? Так что да, фарфоровые чужие это Гжель. Но не по форме, а по духу)

Сталкивались ли вы со своими учителями или другими мастерами в мнениях насчёт такого непривычного сюжета?

Да, мне, периодически, и преподаватели и коллеги пишут в Инстаграмм как я не права. Девочки закончившие магистратуру в прошлом году рассказывали что на лекциях видели фото моих работ с комментариями как делать не надо.

Мне видится очень символичным сочетание советских бело-синих паттернов с "Чужим". Есть в них отпечаток 90-х. Какой персонаж мог бы стать "лицом" гжельской керамики 2022 года?

Мне кажется сейчас пришло время фемтворчества. Мне нравятся работы гжельских художниц на «женские» темы. У Ольги Морозовой красивые работы. Мне видится что-то самурайское в этих женщинах


Тарелки Ольги Морозовой

Дайте совет тем кто хочет посветить свою жизнь гжельскому промыслу и готов пойти учиться. Может, посоветуете куда и к кому конкретно?

Гжельский Государственный Университет - пока не вижу альтернатив.

 

 

Огромное спасибо Елене за мнение и кладезь интереснейшей информации!

.

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/p474422/www/glazurmag.ru/libraries/joomla/filter/input.php on line 660

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/p474422/www/glazurmag.ru/libraries/joomla/filter/input.php on line 663